Сегодня : 2020-08-12
Онлайн калькулятор Расчет стоимости поставленного природного газа
Персональный кабинет Представлен на сайте www.uztg.uz

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОРЯДКА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ И ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ


В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года № УП-5059 «О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2017 года № ПП-3016 «Об организации деятельности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан» Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить:
Правила пользования электрической энергией согласно приложению № 1;
Правила пользования природным газом согласно приложению № 2.

2. Определить, что:
приобретение, установка, регистрация, периодическая государственная поверка и опломбирование современных приборов учета потребления электрической энергии и природного газа бытовым потребителям осуществляются за счет средств, соответственно, предприятий территориальных электрических сетей и газоснабжающих организаций;
ответственность за организацию своевременного и качественного проведения периодической государственной поверки приборов учета потребления электрической энергии и природного газа бытовых потребителей возлагается, соответственно, на предприятия территориальных электрических сетей и газоснабжающие организации;
подключение субъектов предпринимательства к электрическим и газовым сетям на условиях «под ключ» осуществляется по их желанию.

3. АО «Узбекнефтегаз», АО «Узтрансгаз», АО «Узбекэнерго», ГИ «Узгоснефтегазинспекция» и ГИ «Узгосэнергонадзор» совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Узбекским агентством по печати и информации, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента организовать широкое освещение в средствах массовой информации содержания утвержденных настоящим постановлением правил пользования электрической энергией и природным газом.

4. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с АО «Узбекэнерго» в месячный срок обеспечить утверждение обновленных тарифов на электрическую энергию с учетом оптимизации тарифных групп потребителей согласно Правилам пользования электрической энергией, утвержденным настоящим постановлением.

5. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

6. ГИ «Узгоснефтегазинспекция», ГИ «Узгосэнергонадзор» совместно с АО «Узбекнефтегаз», АО «Узтрансгаз», АО «Узбекэнерго» и заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя правления АО «Узбекнефтегаз» А.С. Султанова, председателя правления АО «Узбекэнерго» У.М. Мустафоева, председателя правления АО «Узтрансгаз» А.С. Мустафаева, начальника ГИ «Узгоснефтегазинспекция» Н.Т. Агзамоваи начальника ГИ «Узгосэнергонадзор» Д.О. Исакулова.
Премьер-министр Республики Узбекистан А. АРИПОВ


г. Ташкент,
12 января 2018 г.,
№ 22


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 12 января 2018 года № 22


ПРАВИЛА
пользования природным газом


Глава 1. Общие положения

Вернуться к оглавлению


1. Настоящие Правила в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан «О рациональном использовании энергии», «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», «О естественных монополиях», «О защите прав потребителей» и другими нормативно-правовыми актами регулируют отношения в сфере поставки и потребления природного газа.

2. Настоящие Правила являются обязательными для исполнения производителями природного газа, газотранспортными и газоснабжающими организациями, потребителями, строительно-монтажными, проектными и пуско-наладочными организациями, а также Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее — Бюро).

Глава 2. Основные понятия

Вернуться к оглавлению

3. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
аварийные графики — графики поставки природного газа потребителям с учетом очередности их отключения (частично или полностью) от газовых сетей в случаях аварии или нарушения технологического режима работы магистральных и распределительных газопроводов;

бытовые потребители — население, использующее природный газ для бытовых нужд (пищеприготовление, горячее водоснабжение и отопление);

природный газ — газ, производимый газоперерабатывающими организациями, транспортируемый газотранспортными организациями, а также топливный газ, вырабатываемый нефтеперерабатывающими организациями, предназначенный для использования в качестве топлива или сырья;

газоиспользующее оборудование — котлы, производственные печи, утилизаторы, технологические линии и другие установки, отвечающие требованиям энергоэффективности и энергосбережения и использующие природный газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения, в технологических процессах различных производств, другие установки, использующие природный газ в качестве сырья, а также оборудование, установленное в помещениях многоквартирных и жилых домов, предназначенное для использования природного газа в качестве топлива для личных, семейных, домашних, хозяйственных и иных нужд;

газотранспортная организация — организация, которая осуществляет прием, транспортировку природного газа и его поставку газоснабжающим организациям и потребителям через магистральные газопроводы;

газоснабжающая организация — организация, обеспечивающая прием, распределение и поставку природного газа потребителям на основании договора на поставку природного газа;

производители природного газа — газоперерабатывающие организации, обеспечивающие прием, переработку, производство и поставку природного газа, а также нефтеперерабатывающие организации, обеспечивающие прием и переработку нефти и (или) газового конденсата, производство и поставку природного газа;

граница раздела газовой сети — точка раздела газовой сети между газотранспортной организацией, газоснабжающей организацией и потребителями, определяемая по их принадлежности, где должны быть установлены приборы учета потребления природного газа. При этом, если прибор учета потребления природного газа принадлежит потребителю, границей раздела газовой сети является выходной (отключающий) кран, если прибор учета потребления природного газа принадлежит газоснабжающей (газотранспортной) организации — прибор учета потребления природного газа;

договор на поставку природного газа — соглашение, в соответствии с которым газоснабжающая (газотранспортная) организация обязуется подавать природный газ потребителю через свои газовые сети, а потребитель обязуется производить оплату за принятый природный газ;

коммунально-бытовые потребители — юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, использующие природный газ для бытовых нужд (пищеприготовление, горячее водоснабжение и отопление) при суммарной расчетной мощности газоиспользующего оборудования (установки) до 100 кВт;

контрольное снятие показаний (обход) — снятие показаний приборов учета потребления природного газа уполномоченным лицом Бюро, с проведением визуального осмотра приборов учета и целостности установленных пломб;

потребители производственной деятельности — юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, использующие природный газ в качестве топлива или сырья, в том числе использующие природный газ для бытовых нужд (пищеприготовление, горячее водоснабжение и отопление), при суммарной расчетной мощности газоиспользующего оборудования (установки) свыше 100 кВт;

потребители социальной значимости — учреждения социальной сферы и бюджетные организации, перечень и условия поставок природного газа которым определяются органами государственной власти на местах;

потребители стратегического значения — потребители, имеющие производственно-технологические объекты непрерывного функционирования, перечень и условия поставок природного газа которым определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

приборы учета потребления природного газа — средства измерительной техники, предназначенные для выполнения одной или нескольких следующих функций: измерение расхода (объема), температуры и давления природного газа; учет времени работы приборов; накопление, хранение и отображение информации о замеряемых показателях;

пусконаладочные работы — комплекс работ, включающий подготовку к пуску и пуск газоиспользующего оборудования с коммуникациями и арматурой, доведение нагрузки газоиспользующего оборудования до уровня, согласованного с организацией — владельцем газоиспользующего оборудования, а также наладку топочного режима газоиспользующего оборудования без оптимизации коэффициента полезного действия;

резервное топливо — топливо, предназначенное для использования в период сокращения или прекращения поставок природного газа;

резервное топливное хозяйство — комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного топлива;

режимно-наладочные работы — комплекс работ, включающий наладку газоиспользующего оборудования в целях достижения проектного (паспортного) коэффициента полезного действия в диапазоне рабочих нагрузок, наладку средств регулирования процессов сжигания топлива, теплоутилизирующих установок и вспомогательного оборудования;

сезонные потребители — потребители, которые в соответствии с техническими условиями на подключение используют природный газ в качестве основного вида топлива в конкретный период;

технические условия на газификацию — исходный документ, включающий в себя условия, при соблюдении которых имеется техническая возможность подключения газоиспользующего оборудования потребителя к газовым сетям газоснабжающей (газотранспортной) организации, и являющийся основанием для разработки проекта (проектно-технической документации) газификации.


Глава 3. Определение ежегодной потребности в природном газе

Вернуться к оглавлению

4. Потребитель (за исключением бытовых потребителей), в том числе семейные предприятия, ежегодно в срок до 15 июля подает заявку в газоснабжающую организацию на прогнозируемый объем потребления природного газа в предстоящем году с поквартальной разбивкой (на зимний период по месяцам).

5. АО «Узбекнефтегаз» ежегодно в срок до 1 августа определяет потребность в природном газе на собственные нужды и технологические потери при добыче, переработке, транспорте, хранении, распределении на предстоящий год.

6. Потребность в природном газе на предстоящий год должна быть обоснована потребителем соответствующими расчетами на основе двухгодичного (ежеквартального) фактического расхода природного газа и выпуска продукции, с учетом прогнозируемых объемов выпуска продукции на основании технически и научно обоснованных норм на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг).
Потребность в природном газе бытовых потребителей и коммунально-бытовых потребителей определяется расчетно газоснабжающими организациями на основании установленных норм потребления и/или двухгодичного (ежеквартального) фактического расхода природного газа.

7. Газоснабжающие организации ежегодно до 1 сентября формируют прогноз потребности в природном газе на предстоящий год (включая резервные объемы для вновь вводимых объектов в течение предстоящего года) с поквартальной разбивкой (на зимний период по месяцам) и направляют в АО «Узтрансгаз» для обобщения и последующего представления в АО «Узбекнефтегаз».

8. АО «Узбекнефтегаз» на основании представленных заявок, с учетом ресурсных и газотранспортных возможностей, а также внутриотраслевой потребности и объемов экспорта природного газа составляет баланс ресурсов и распределения природного газа по республике на предстоящий год с поквартальной разбивкой (на зимний период по месяцам) и представляет до 15 сентября в Министерство экономики Республики Узбекистан для подготовки проекта баланса ресурсов и распределения природного газа по республике на предстоящий год.

9. В соответствии с утвержденным балансом ресурсов и распределения природного газа по республике на предстоящий год АО «Узбекнефтегаз» ежегодно до 1 декабря представляет в АО «Узтрансгаз» годовые и квартальные объемы (на зимний период по месяцам) поставок природного газа потребителям для дальнейшего направления их в газоснабжающие организации.
Газоснабжающие организации вправе пересматривать заявки потребителей (кроме бытовых потребителей) на уровне выделенных объемов в соответствии с утвержденными балансами ресурсов и распределения природного газа.

10. Приоритетными являются поставки природного газа:
бытовым потребителям, в том числе семейным предприятиям;
потребителям стратегического значения и социальной значимости, определенным законодательством.

Глава 4. Порядок оформления документов для подключения к газовым сетям бытовых и коммунально-бытовых потребителей

Вернуться к оглавлению

11. Газификация потребителей (в том числе семейных предприятий при суммарной расчетной мощности газоиспользующего оборудования до 100 кВт) осуществляется на основании проектов газификации, выполненных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, с соблюдением правил безопасности организациями, имеющими право осуществлять работы по газификации в соответствии с законодательством.

12. Рассмотрение возможности газификации потребителей производится в следующем порядке:
потребитель подает заявление в письменном или электронном виде в газоснабжающую организацию о газификации с приложением копии кадастрового документа;.
в течение трех рабочих дней поданное заявление изучается с выездом на место специалистами газоснабжающей организации на предмет технической возможности газоснабжения. По итогам изучения, при положительном решении газоснабжающей организации, потребителю выдаются технические условия на газификацию, которые включают в себя требования к внутреннему газопроводу, газоиспользующему оборудованию (тип и количество) и прибору учета потребления природного газа.
Техническая возможность признается имеющейся, если на территории, где расположен объект потребителя, имеется газораспределительная сеть, мощность которой позволяет газоснабжающей организации обеспечить подачу природного газа потребителю.
При разделении газифицированного частного домовладения на бытового потребителя и семейное предприятие газификация осуществляется на основании проектов газификации для каждой части отдельно, с условием установки раздельных приборов учета потребления природного газа, с получением дополнительного технического условия на газификацию семейного предприятия.
При разделении газифицированного частного домовладения на два и более бытовых потребителей, газификация осуществляется на основании планов разделения жилого дома (кадастровый документ) с разработкой проектов газификации для каждой части дома отдельно, с условием установки раздельных приборов учета потребления природного газа, без получения дополнительных технических условий на газификацию.

13. Проект газификации (газоиспользующего оборудования, установки и внутридомовых газопроводов) разрабатывается на основе технических условий на газификацию проектными организациями, имеющими право на осуществление данного вида деятельности.

14. Проект газификации должен предусматривать следующие решения:
установку эффективного газоиспользующего оборудования в соответствии с действующими стандартами;
установку приборов учета потребления природного газа (с указанием оптимального месторасположения) совместимых с автоматизированной системой контроля и учета потребления природного газа, обеспечивающих достоверный учет в расчетном диапазоне расхода потребляемого природного газа, оснащенных необходимыми устройствами для приведения объема природного газа к стандартным условиям.

15. Проект газификации должен быть зарегистрирован газоснабжающей организацией до начала строительно-монтажных работ (далее — СМР), но не позднее 24 месяцев со дня выдачи технических условий на газификацию.

16. СМР в соответствии с проектом газификации выполняются организацией, имеющей право на проведение таких работ, с составлением исполнительно-технической документации и акта герметизации вводов других коммуникаций в подвальные помещения.

17. Организация, выполнившая СМР, представляет в газоснабжающую организацию акты проверки дымохода и вентиляционного канала, а также герметизации вводов других коммуникаций в подвальные помещения.

18. Приемка в эксплуатацию вновь построенного внутреннего газопровода и пусконаладочные работы (далее — ПНР) газоиспользующего оборудования на них осуществляются газоснабжающей организацией в установленном порядке.

19. По окончании ПНР составляется пусковой акт и проводится инструктаж с потребителем о правилах пользования природным газом. После прохождения инструктажа потребитель расписывается в пусковом акте и заключается договор на поставку природного газа (один экземпляр пускового акта хранится в газоснабжающей организации).

Глава 5. Порядок оформления документов для подключения к газовым сетям потребителей производственной деятельности, социальной значимости и стратегического значения

Вернуться к оглавлению

20. Газификация потребителей (в том числе семейных предприятий при суммарной расчетной мощности газоиспользующего оборудования свыше 100 кВт) осуществляется на основании проектно-технической документации газификации, выполненной в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, с соблюдением правил безопасности организациями, имеющими право осуществлять работы по газификации в соответствии с законодательством.

21. Потребители, намеревающиеся ввести новое газоиспользующее оборудование и/или осуществить реконструкцию или техническое перевооружение эксплуатируемых мощностей, представляют обоснованные расчеты потребления природного газа по установленной форме для согласования с газоснабжающими организациями технических возможностей подключения к газовым сетям.

22. При положительном решении газоснабжающей организации по вопросу газификации потребителем подается в газоснабжающую организацию заявка на получение технических условий на газификацию.
В заявке указывается период использования природного газа, сведения о типе и технических характеристиках газоиспользующего оборудования, расчет планируемых объемов потребления природного газа с учетом использования резервного топлива и прилагается план расположения производственных мощностей.
Данные документы также представляются для продления или получения новых технических условий на газификацию.
Срок рассмотрения заявки составляет три рабочих дня.

23. При положительном решении газоснабжающей организации потребителю выдаются технические условия на газификацию с указанием:
места подключения к газопроводу;
границы раздела и места расположения приборов учета потребления природного газа;
максимального часового, суточного, годового расхода и рабочего давления природного газа на точке подключения, а также пределов изменения этого давления;
необходимости сооружения газораспределительного пункта (далее — ГРП), технических требований к ГРП, типа автоматики, количества газопроводов и давления природного газа в каждом из них, мер по защите от коррозии и т.д.;
работ по строительству дополнительных газопроводов;
требований к газоиспользующему оборудованию и газогорелочным устройствам (тип и количество), наличия сертификата соответствия;
требований к прибору учета потребления природного газа;
конкретного периода (по месяцам) использования природного газа в качестве основного вида топлива;
необходимости строительства резервного топливного хозяйства с указанием периода использования резервного топлива.
Срок действия технических условий на газификацию — 2 года со дня его выдачи. По истечении данного срока, если потребитель не завершил газификацию, необходимо получение нового технического условия на газификацию.

24. В случае невозможности выдачи технических условий на газификацию газоснабжающая организация в срок, указанный в абзаце четвертом пункта 22 настоящих Правил, направляет заявителю письменное уведомление с мотивированным отказом и возвращает представленные документы.

25. Выполнение требований технических условий на газификацию является обязательным для потребителей и проектной организации, которым поручается разработка проектно-технической документации газификации. Отступление от требований, указанных в технических условиях, допускается только по согласованию с газоснабжающей организацией.
Согласование осуществляется в течение трех рабочих дней после подачи заявки и оформляется в письменной форме.

26. В случае изменения потребителя без необходимости изменения требований, указанных в технических условиях, договор на поставку природного газа перезаключается с новым потребителем. При этом повторное оформление технических условий на газификацию не требуется.
См. предыдущую редакцию.

27. Выдача технических условий на газификацию субъектам предпринимательства осуществляется Центрами государственных услуг в порядке, установленном законодательством, без взимания платы. При этом по желанию потребителей их подключение к газовым сетям может быть осуществлено на условиях «под ключ».
(пункт 27 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июня 2018 года № 428 — Национальная база данных законодательства, 07.06.2018 г., № 09/18/428/1337)

28. Проектно-техническая документация газификации (далее — ПТД) состоит из:
пояснительной записки;
тепломеханической части;
технологической части;
части контрольно-измерительных приборов и автоматики;
части газоснабжения;
части резервного топливного хозяйства;
части спецификации оборудования и материалов;
электрической части.

29. ПТД разрабатывается проектными организациями, имеющими право на осуществление данного вида деятельности.
Проектная организация несет ответственность за соответствие разработанного проекта газоснабжения действующим нормативно-техническим нормам и правилам.

30. ПТД должна предусматривать:
применение наиболее экономичных технологических схем, процессов и сертифицированного энергетически эффективного газоиспользующего оборудования и газогорелочных устройств;

применение приборов учета потребления природного газа совместимых с автоматизированной системой контроля и учета потребления природного газа, обеспечивающих достоверный учет в расчетном диапазоне расхода потребляемого природного газа, оснащенных необходимыми устройствами для приведения объема природного газа к стандартным условиям;

экономически обоснованное и технически возможное использование вторичных энергоресурсов;

наличие приборов автоматики безопасности;

применение систем автоматического регулирования и контроля тепловых процессов;

обеспечение учета природного газа и продукции, выработанной с его использованием;

показатели нормативного расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу производимой продукции (работы, услуг);

применение теплоизоляций, ограждающих поверхности нагрева агрегатов и теплопроводов согласно действующим нормам проектирования;

обеспечение контроля за температурой и составом продуктов сгорания;

сведения об отапливаемых объемах зданий и сооружений, а также расстояниях от объектов до газопроводов.

31. ПТД подлежит экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.

32. ПТД должна быть зарегистрирована газоснабжающей организацией до начала СМР, но не позднее 24 месяцев со дня выдачи технических условий на газификацию.
После проведения экспертизы проекта в установленном законодательством порядке на основании обращения в письменной форме потребителя производится регистрация ПТД газоснабжающей организацией в срок не позднее 5 рабочих дней, без взимания платы.
Если СМР не были начаты в течение 24 месяцев со дня регистрации либо выявлены отступления от технических условий на газификацию, ПТД подлежит перерегистрации газоснабжающей организацией.
В случае отказа в регистрации ПТД, газоснабжающая организация в течение 5 рабочих дней направляет потребителю письменное уведомление с обоснованием причин отказа и недостатков, подлежащих устранению.

33. СМР в соответствии с ПТД выполняются организацией, имеющей право на проведение таких работ, с составлением исполнительно-технической документации.

34. При расширении, реконструкции и техническом перевооружении существующих систем газоснабжения к их строительству, вводу и эксплуатации должны предъявляться требования как к объектам нового строительства.

35. После завершения СМР осуществляется проведение ПНР и режимно-наладочных работ (далее — РНР) газоиспользующего оборудования организацией, имеющей право на проведение таких работ.
РНР обязательны для предприятий, использующих 100 000 и более кубометров природного газа в год, и технологических нефтегазовых объектов (установок).

36. Окончание ПНР и РНР оформляется соответствующими актами выполненных работ. Кроме того, составляется технический отчет, в котором указываются все показатели энергоэффективности, влияющие на рациональное использование природного газа при различных режимах работы газоиспользующего оборудования, наладку приборов и средств автоматики безопасности и автоматического регулирования процессов сжигания топлива, теплоутилизационного и вспомогательного оборудования и оборудования систем водоподготовки для котельных.

37. На основании результатов ПНР и РНР выполнившая их организация выдает временные режимные (технологические) карты, подлежащие утверждению потребителем.

38. Подлинники временных режимных (технологических) карт хранятся у потребителя, а на рабочих местах должны быть вывешены их копии.

39. На газоиспользующем и вспомогательном оборудовании не реже одного раза в 3 года, а в организациях, эксплуатирующих энергетическое газоиспользующее оборудование, один раз в 4 года (с учетом специфики проведения капитальных и средних ремонтов) должно предусматриваться проведение следующих видов РНР:

теплотехническая (режимная) наладка газоиспользующего оборудования;

наладка средств автоматического регулирования процессов горения и контроля;

наладка средств автоматики безопасности газоиспользующего оборудования;

наладка теплоутилизационного и вспомогательного оборудования;

наладка систем водоподготовки;

наладка резервного топливного хозяйства;

наладка процесса горения при совместном сжигании природного газа и резервного топлива.

40. РНР газоиспользующего и вспомогательного оборудования проводятся в следующих случаях:

после капитального или внепланового ремонта газоиспользующего оборудования;

после внесения конструктивных изменений, влияющих на эффективность использования природного газа;

при систематических отклонениях работы газоиспользующего оборудования от требований режимных (технологических) карт;

при изменении вида и характеристик используемого топлива.

41. Приемка в эксплуатацию построенного, реконструированного или технически перевооруженного газоиспользующего оборудования, газопроводов и оборудования на них осуществляется приемочной комиссией в соответствии с нормативными документами и настоящими Правилами.

42. Обследование газоиспользующего оборудования и выдача разрешения на подачу природного газа производятся газоснабжающей организацией в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления потребителя.
Для проведения обследования объекта, потребитель представляет в газоснабжающую организацию следующие разрешения, выданные на проектную и исполнительно-техническую документацию:
разрешение ГИ «Саноатгеоконтехназорат» на подачу природного газа для проведения пусконаладочных работ;
разрешение ГИ «Саноатгеоконтехназорат» о возможности длительной (или сезонной) безопасной эксплуатации газоиспользующего оборудования;
См. предыдущую редакцию.
заключение территориального подразделения Узгоснефтегазинспекции о соответствии применяемых технологий и оборудования показателям энергоэффективности, а также об использовании альтернативных видов топлива.
(абзац пятый пункта 42 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 июня 2018 года № 444 — Национальная база данных законодательства, 14.06.2018 г., № 09/18/444/1353)
См. предыдущую редакцию.

43. Подача природного газа на газоиспользующее оборудование без разрешения ГИ «Саноатгеоконтехназорат» и заключения территориального подразделения Узгоснефтегазинспекции о соответствии применяемых технологий и оборудования показателям энергоэффективности, а также об использовании альтернативных видов топлива запрещается.
(пункт 43 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 июня 2018 года № 444 — Национальная база данных законодательства, 14.06.2018 г., № 09/18/444/1353)
См. предыдущую редакцию.

44. В случаях выявления пуска природного газа без соответствующих разрешения ГИ «Саноатгеоконтехназорат» и заключения Узгоснефтегазинспекции о соответствии применяемых технологий и оборудования показателям энергоэффективности, а также об использовании альтернативных видов топлива, подача природного газа на газоиспользующее оборудование прекращается по представлению соответствующих органов (организаций). Подача природного газа на газоиспользующее оборудование возобновляется только после устранения указанных нарушений.
(пункт 44 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 июня 2018 года № 444 — Национальная база данных законодательства, 14.06.2018 г., № 09/18/444/1353)

45. Газоснабжающая организация осуществляет пуск природного газа вновь построенному, реконструированному или технически перевооруженному газоиспользующему оборудованию, газопроводам и оборудованию при выполнении требований пункта 42 настоящих Правил.

46. При наличии у потребителя документов, указанных в пункте 42 настоящих Правил, между газоснабжающей организацией и потребителем заключается договор на поставку природного газа для обеспечения заявляемого объема природного газа на проведения ПНР и РНР.

47. После окончания РНР потребитель для оценки качества выполненных работ письменно обращается в территориальное подразделение Узгоснефтегазинспекции с приложением технического отчета.
При низком качестве выполненных наладочных работ по предписанию территориальных подразделений Узгоснефтегазинспекции проводится повторная наладка газоиспользующего оборудования за счет организации, выполнявшей наладочные работы.

Глава 6. Заключение договора на поставку природного газа

Вернуться к оглавлению

48. Договор на поставку природного газа между газоснабжающей (газотранспортной) организацией и потребителем заключается по форме согласно приложениям № 1 и 2 к настоящим Правилам.

49. При отсутствии заключенного с бытовыми потребителями договора на поставку природного газа договор с ними считается заключенным с момента первого фактического их подключения в установленном порядке к присоединенной газовой сети.
При этом газоснабжающая организация обязана принять меры по заключению договора на поставку природного газа с данным потребителем с последующим обеспечением правил безопасности пользования природным газом в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и его территориальные подразделения в трехдневный срок после государственной регистрации прав на недвижимость направляют в газоснабжающую организацию информацию о собственнике недвижимого имущества, в соответствии с которой осуществляется переоформление договоров с потребителями.

50. Поставка природного газа другим категориям потребителей осуществляется только на основании договоров на поставку природного газа.

51. Поставка договорных объемов природного газа потребителям (за исключением бытовых потребителей) осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными в пунктах 4 и 9 настоящих Правил.

52. В договоре на поставку природного газа должны быть указаны периодичность и порядок технического обслуживания приборов учета потребления природного газа и газоиспользующего оборудования согласно требованиям законодательства и технических документов.

53. Договор на поставку природного газа заключается в 2-х экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.

Глава 7. Порядок поставки природного газа потребителям

Вернуться к оглавлению

54. Поставка природного газа потребителям осуществляется в соответствии с настоящими Правилами газоснабжающей (газотранспортной) организацией.

55. Природный газ, поставляемый потребителю, подлежит использованию исключительно самим потребителем в целях, указанных в договоре на поставку природного газа. Передача или перепродажа части объемов природного газа третьим лицам от поставленного объема должна осуществляться на основе заключения договора на поставку природного газа с газоснабжающей организацией и обязательной установкой отдельного прибора учета потребления природного газа.

56. Газоснабжающая организация обязана поставлять, а потребитель (за исключением бытовых, а также коммунально-бытовых потребителей и семейных предприятий при суммарной расчетной мощности газоиспользующего оборудования до 100 кВт) отбирать природный газ через прибор учета потребления природного газа, установленный на границе раздела, равномерно в течение месяца в пределах среднесуточной нормы, а в случаях необходимости отступления в сторону уменьшения от суточной нормы потребления — по согласованным между сторонами диспетчерским графикам.
Объем поставленного природного газа через отдельные выходные газопроводы (нитки) с ГРС газоснабжающим организациям определяются по суммарному значению показаний приборов учета потребления природного газа, установленных на границах раздела с потребителями. Другие приборы учета потребления природного газа, установленные на отдельных выходных газопроводах (нитках) с ГРС до приборов учета потребления природного газа, установленных на границах раздела с потребителями, не предназначаются для осуществления взаиморасчетов с газоснабжающими организациями.
Месячные объемы поставки природного газа по территориям республики определяются АО «Узтрансгаз» исходя из ресурсных и технических возможностей газотранспортной системы.

57. Газотранспортная организация поддерживает давление природного газа на выходе с газораспределительной станции согласно нормативно-техническим документам.

58. Для бесперебойного газоснабжения потребителей, приведенных в пункте 10 настоящих Правил, на период похолодания Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента при участии Узгоснефтегазинспекции, производителей природного газа, газоснабжающей (газотранспортной) организации и потребителей (за исключением бытовых и коммунально-бытовых потребителей, а также семейных предприятий) составляют графики перевода предприятий на резервные виды топлива, которые утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Утвержденные графики направляются всем заинтересованным организациям. Графики вводятся в действие газоснабжающими (газотранспортными) организациями, когда прогнозные объемы поставок природного газа не обеспечивают бесперебойное газоснабжение потребителей, приведенных в пункте 10 настоящих Правил.
Потребители, включенные в графики, должны иметь неснижаемый запас резервного топлива (обеспечивающий потребность не менее 3 месяцев) и переходить на работу на нем в периоды похолоданий.
Возобновление поставки природного газа отдельным потребителям, включенным в графики перевода предприятий на резервные виды топлива на период похолоданий или на осенне-зимний период, осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров, с последующим внесением изменений в утвержденные графики перевода предприятий на резервные виды топлива.

59. В срок до 1 сентября газоснабжающие организации подготавливают перечень сезонных потребителей (с обязательным их уведомлением), отключаемых от газовых сетей, и передают его на утверждение в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента.

60. По представлению АО «Узтрансгаз» Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента утверждают графики поставок природного газа потребителям (за исключением бытовых и коммунально-бытовых потребителей, а также семейных предприятий) и очередность их отключения от газовых сетей вследствие возникновения аварий или нарушения технологического режима работы магистральных и распределительных газопроводов.
Утвержденные аварийные графики направляются соответствующим организациям и вводятся в действие газоснабжающей организацией при аварийных ситуациях на магистральных и распределительных газопроводах.
При нарушении технологических режимов работы объектов, магистральных и распределительных газопроводов в результате аварий диспетчерские службы газоснабжающих организаций уведомляют потребителей о введении в действие указанных аварийных графиков с соответствующими изменениями объемов суточной поставки природного газа потребителям, с уведомлением органов государственной власти на местах и оповещением населения через средства массовой информации.
О планируемом сокращении (прекращении) подачи природного газа должны оповещать:
производители природного газа (через АО «Узнефтегаздобыча») газотранспортную организацию в течение 2 часов;
газотранспортные организации (через АО «Узтрансгаз») газоснабжающую организацию в течение 2 часов;
газоснабжающие организации (через органы государственной власти на местах) потребителей в течение 1 часа.

61. Учитывая единый неразрывный технологический процесс режима добычи, переработки, транспортировки, распределения и потребления природного газа, выполнение требований производителей природного газа АО «Узнефтегаздобыча», АО «Узтрансгаз» и газоснабжающих организаций является обязательным для потребителей.

62. При подаче газа производители природного газа, газоснабжающие (газотранспортные) организации и потребители обязаны строго соблюдать правила техники безопасности и технической эксплуатации газовых промыслов, газоперерабатывающих заводов, магистральных газопроводов, а также оборудования и газовых сетей потребителей.

63. Газотранспортная организация производит поставку природного газа:
потребителям, имеющим прямой выход на магистральные газопроводы — согласно прямым договорам по приборам учета потребления природного газа, установленным на границе раздела;
газоснабжающим организациям — на границе раздела магистральных газопроводов и газовых сетей по хозрасчетным приборам учета потребления природного газа для последующей реализации потребителям.

64. Все остальные условия поставки природного газа предусматриваются в договорах на поставку природного газа.


Глава 8. Порядок учета природного газа

Вернуться к оглавлению

65. Поставка природного газа потребителям без его учета не допускается.

66. Количество поставляемого природного газа потребителям (за исключением бытовых потребителей) определяется по показателям приборов учета потребления природного газа, установленных на границе раздела газовых сетей, и оформляется актом поставки-приема природного газа, подписываемым обеими сторонами.
Расчет за поставленный природный газ осуществляется с приведением его объема в кубических метрах к стандартным условиям (Т = 20 0С, Р = 760 мм ртутного столба).
При расчетах расхода природного газа учитываются следующие показатели:
исправность манометров и термометров, срок действия их государственной поверки;
срок наладки (регулировки) ГРП, а также соответствие фактического рабочего давления параметрам, зафиксированным в акте регулировки ГРП.
При несоблюдении указанных показателей применяется коэффициент Ризб. = 1,0 кгс/см2.
Газоснабжающая (газотранспортная) организация совместно с потребителем должна вносить в приборы учета потребления природного газа корректирующие изменения по составу природного газа, представляемые ее лабораторией качества не позднее 12 часов после получения. За своевременность и достоверность вводимых параметров по составу природного газа ответственность несет газоснабжающая (газотранспортная) организация.

67. Расчет за полученный природный газ осуществляется из расчета работы неопломбированного газоиспользующего оборудования 24 часа в сутки по максимальной мощности (кроме бытовых потребителей) в следующих случаях:
при истечении срока государственной поверки прибора учета потребления природного газа и воспрепятствовании потребителем проведению государственной поверки — с момента истечения срока поверки до момента установки прибора учета после ее проведения;
при выявлении неисправности, нарушения целостности пломбы, самовольного демонтажа прибора учета потребления природного газа — со дня последнего посещения представителя Бюро или газоснабжающей организации.

68. Объем природного газа, потребляемый бытовыми потребителями, определяется по приборам учета потребления природного газа, а при их отсутствии — по нормам месячного расхода природного газа, отпускаемого населению для коммунально-бытовых нужд, при отсутствии приборов учета газа, утверждаемым Министерством финансов Республики Узбекистан.

69. Монтаж, эксплуатация и государственная поверка приборов учета потребления природного газа производятся в соответствии с нормативными и техническими документами.

70. Для учета природного газа должны использоваться приборы учета потребления природного газа, типы которых внесены в Государственный реестр средств измерений Республики Узбекистан.

71. Приборы учета потребления природного газа должны иметь документы, подтверждающие их пригодность к эксплуатации, а также действующие клейма и пломбы установленной формы в предназначенных для этого заводом-изготовителем местах.

72. Установленные приборы учета в рамках проекта по внедрению автоматизированных систем контроля и учета природного газа являются собственностью газоснабжающих организаций.

73. До установки современных электронных приборов учета потребления природного газа ответственность за организацию своевременного проведения периодической государственной поверки имеющихся приборов учета потребления природного газа бытовых потребителей возлагается на газоснабжающую организацию.
В случаях выявления непригодности (невозможности ремонта) прибора учета потребления природного газа в ходе проведения государственной поверки прибор учета возвращается собственнику с заключением органа метрологической службы о его непригодности для дальнейшей эксплуатации.

74. Расходы за ремонт и проведение государственной поверки приборов учета потребления природного газа покрываются собственником приборов учета.

75. Опломбирование приборов учета потребления природного газа осуществляется одновременно ответственными работниками Бюро совместно с представителями газоснабжающих организаций, с составлением акта в присутствии потребителя.

76. Ответственность за сохранность и целостность приборов учета потребления природного газа, в том числе установленных пломб, возлагается на потребителя.

77. Прибор учета потребления природного газа после установки регистрируется газоснабжающей организацией.

78. Государственная поверка приборов учета потребления природного газа осуществляется органами метрологической службы в соответствии с законодательством.

79. Периодичность государственной поверки приборов учета природного газа устанавливается Агентством «Узстандарт».

80. Работы по организации установки, обслуживания, ремонта и государственной поверки приборов учета потребления природного газа осуществляются газоснабжающей организацией в соответствии с регламентом обслуживания приборов учета потребления природного газа, утверждаемым АО «Узтрансгаз».

81. Снятие прибора учета потребления природного газа для замены, ремонта, обслуживания, государственной поверки и мониторинга их исправности осуществляется представителями газоснабжающей организации и Бюро в присутствии потребителя.
При этом взамен прибора учета незамедлительно устанавливается другой поверенный прибор учета за счет средств газоснабжающей организации.

82. Установка приборов учета потребления природного газа, снятых для обслуживания, ремонта и государственной поверки, осуществляется представителями газоснабжающей организации с последующей одновременной опломбировкой совместно с ответственными работниками Бюро.

83. Порядок снятия и установки приборов учета потребления природного газа для обслуживания, ремонта и государственной поверки указывается в договоре на поставку природного газа.

84. Потребители, не согласные с результатами государственной поверки прибора учета потребления природного газа, могут в установленном порядке обратиться в вышестоящий орган (организацию) или суд.

85. Потребитель обязан обеспечить уполномоченным работникам Бюро беспрепятственный доступ в любое время суток и возможность осмотра приборов учета потребления природного газа. При этом осмотр приборов учета потребления природного газа бытовых потребителей осуществляется, как правило, с 800 до 2000 часов.

86. Недопущение работника Бюро к приборам учета потребления природного газа оформляется актом. Потребитель обязан ознакомиться с актом. В случае отказа потребителя подписать акт в нем делается соответствующая отметка. Отказ должен быть удостоверен двумя свидетелями либо представителем органа самоуправления граждан. Отказавшийся подписывать акт потребитель вправе объяснить причину, которая должна быть отражена в акте.
Отказ потребителя от подписания акта является основанием для отключения его от газовых сетей, о чем он должен быть извещен.


Глава 9. Порядок расчетов за природный газ бытовыми потребителями, в том числе семейными предприятиями

Вернуться к оглавлению

87. Объем поставленного природного газа за расчетный месяц определяется на основе снятия показаний прибора учета потребления природного газа представителями Бюро (за исключением потребителей, подключенных к АСКУГ, а также не имеющих приборов учета потребления природного газа и рассчитывающихся по установленным нормам), с последующим внесением снятых показаний в биллинговую систему, а также занесения показаний приборов учета потребления природного газа потребителями посредством использования интерактивных услуг. При этом объем потребленного природного газа семейными предприятиями за расчетный месяц определяется только на основании полного снятия показаний приборов учета потребления природного газа.

88. При необеспечении полного снятия показаний приборов учета потребления природного газа в отчетном месяце не охваченным потребителям начисление осуществляется по нормативным объемам потребления природного газа за отчетный месяц, с последующим уточнением фактического потребления в следующем месяце. При этом после уточнения показаний производится перерасчет за фактическое потребление.

89. Объем поставленного природного газа за расчетный месяц потребителям, подключенным к АСКУГ и рассчитывающимся по установленным нормативам, определяется в автоматизированном режиме биллинговой системой.

90. На основании внесенных в биллинговую систему показаний газоснабжающая организация осуществляет окончательные расчеты по лицевым счетам каждого потребителя для осуществления достоверного учета объемов поставленного природного газа, дебиторской и кредиторской задолженности.

91. Газоснабжающая организация при наличии номера телефона потребителя обеспечивает в автоматическом режиме (голосовой автодозвон или СМС) уведомление потребителей о необходимости оплаты за природный газ.

92. Потребитель оплачивает объем потребленного природного газа в течение 10 дней по окончании месяца по показаниям приборов учета потребления природного газа или установленным нормативам.

93. При несвоевременной оплате стоимости потребленного природного газа в срок, указанный в пункте 92 настоящих Правил, потребитель уплачивает газоснабжающей организации пеню в размере, установленном законодательством.
См. предыдущую редакцию.
При наличии задолженности за потребленный природный газ совершеннолетние физические лица, прописанные в жилом помещении, принадлежащем бытовому потребителю, несут солидарную ответственность по оплате задолженности. Солидарная ответственность совершеннолетнего физического лица возникает с момента его прописки и действует до момента выписки из жилого помещения, принадлежащего бытовому потребителю.
(пункт 93 дополнен абзацем постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 2018 года № 252 — Национальная база данных законодательства, 04.04.2018 г., № 09/18/252/0995)

94. Оплата потребленного природного газа может осуществляться через банковские учреждения и кассы по приему коммунальных платежей, а также посредством систем электронных платежей или непосредственно представителю Бюро, имеющему возможность приема платежей в безналичной форме.

95. Газоснабжающая организация не позднее 11 числа каждого месяца формирует списки потребителей, имеющих задолженность за поставленный природный газ и представляет в Бюро через единую электронную межведомственную базу.

96. Бюро не позднее следующего дня после получения списков потребителей, имеющих задолженность за поставленный природный газ, обеспечивает извещение потребителей о необходимости погашения задолженности в пятидневный срок.
См. предыдущую редакцию.

97. Бюро по истечении пятидневного срока с момента осуществления извещения потребителей в установленном законодательством порядке принимает меры по принудительному взысканию задолженности, в том числе по бесспорному ежемесячному списанию возникшей задолженности с банковских счетов, по которым обслуживаются пластиковые карты данных потребителей, в сумме, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы, а также принимает меры по отключению потребителей от газовых сетей.
(пункт 97 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 2018 года № 252 — Национальная база данных законодательства, 04.04.2018 г., № 09/18/252/0995)

98. Отключение бытовых потребителей от газовых сетей за дебиторскую задолженность и их повторное подключение производятся в установленном законодательством порядке.

99. За повторное подключение с потребителя взимается плата, равная двум минимальным размерам заработной платы на момент оплаты. Плата за повторное подключение потребителей, подключенных к автоматизированным системам контроля и учета потребления природного газа, не взимается.

100. В случаях выявления неучтенных документов по ранее произведенным оплатам потребителя до изменения (повышения) установленных тарифов в базе данных газоснабжающих организаций, расчет (перерасчет) за потребленный природный газ данному потребителю осуществляется по установленным тарифам, действовавшим на момент (дату) произведения оплаты, с последующей корректировкой показателей лицевого счета в биллинговой системе.

101. Начисление за потребленный природный газ производятся по показаниям приборов учета потребления природного газа по действующим тарифам на момент снятия показания. При изменении тарифов ранее начисленная сумма, по которой не произведена оплата до изменения тарифов, считается образовавшейся задолженностью, не подлежащей переоценке.

102. В случае изменения тарифа потребитель освобождается от внесения дополнительных платежей за оплаченный авансом объем природного газа не более последующих 12 месяцев со дня оплаты.


Глава 10. Порядок расчетов за природный газ потребителями производственной деятельности, социальной значимости и стратегического значения, а также коммунально-бытовыми потребителями

Вернуться к оглавлению

103. Потребитель обязан осуществлять стопроцентную предоплату за поставляемый природный газ на основании заключенного договора на поставку природного газа.
Потребители, по которым установлен особый порядок ценообразования при реализации природного газа согласно приложенному перечню к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 ноября 2017 года № ПП-3379 «О мерах по обеспечению рационального использования энергоресурсов», осуществляют оплату за поставленный природный газ в соответствии с повышающими коэффициентами и повышенными тарифами, установленными решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.

104. При использовании природного газа по вине потребителя в меньших объемах, чем указано в договоре на поставку природного газа, возврат оплаченных средств не осуществляется, а данные средства учитываются при последующем расчете.

105. При отборе природного газа потребителем в больших объемах, чем указано в договоре на поставку природного газа, без предварительного согласования с газоснабжающей организацией, с потребителя взимается повышенная оплата с коэффициентом 2 к стоимости природного газа, полученного сверх договорных объемов. При несвоевременной оплате образовавшейся задолженности потребитель уплачивает газоснабжающей организации пеню в размере, установленном законодательством.

106. Не считаются перебором случаи, когда потребитель заранее, не менее чем за десять дней до предполагаемых изменений, сообщил об этом газоснабжающей организации для последующего изменения договора на поставку природного газа по объемам заявленного природного газа на очередной месяц (квартал).

107. При наличии у потребителя просроченной задолженности за природный газ средства, перечисленные им в счет авансового платежа, направляются на погашение просроченной задолженности с уведомлением потребителя и не засчитываются в качестве авансового платежа.

108. После принятия уполномоченным органом решения об изменениях тарифов (цен) на природный газ сведения об этих изменениях газоснабжающей организацией публикуются в средствах массовой информации не позднее чем за пятнадцать дней до вступления его в силу.
При этом вне зависимости от даты изменения тарифов (цен) на природный газ, договор на поставку природного газа остается в силе, а потребитель обязан оплачивать за потребленный природный газ по новому тарифу (цене) со дня его вступления в силу в установленном законодательством порядке.

109. Отключение потребителей от газовых сетей за дебиторскую задолженность и их повторное подключение производятся в установленном законодательством порядке.

110. За повторное подключение с потребителя взимается плата, равная десяти минимальным размерам заработной платы на момент оплаты. Плата за повторное подключение потребителей, подключенных к автоматизированным системам контроля и учета потребления природного газа, не взимается.

111. Потребители не менее чем за 5 дней до начала расчетного периода обязаны производить предварительную оплату на счета газоснабжающей организации в размере 100 процентов суммы стоимости месячного объема природного газа, указанного в заключенном договоре на поставку природного газа.

112. Отпуск природного газа потребителям без предварительной оплаты запрещается.

113. В случае неосуществления предварительной оплаты поставка природного газа потребителям (за исключением потребителей стратегического назначения и социальной значимости) не производится.

114. Окончательный расчет за полученный природный газ потребителями производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

115. Окончательный расчет за полученный природный газ потребителей стратегического значения и социальной значимости производится до истечения 30 дней по завершении расчетного месяца.

116. Объем поставленного природного газа за расчетный месяц определяется на основании снятия показаний прибора учета потребления природного газа представителями Бюро (за исключением потребителей, подключенных к АСКУГ), с последующим представлением в газоснабжающую организацию.

117. После получения показаний до 5 числа следующего месяца газоснабжающей организацией оформляется акт поставки-приема природного газа и счет-фактура на расчетный месяц.

118. Потребитель не позднее 7 числа каждого месяца получает в газоснабжающей организации и подписывает акт поставки-приема природного газа и счет-фактуру за расчетный месяц, направив по одному экземпляру в газоснабжающую организацию.

119. Неподписание акта поставки-приема природного газа и счет-фактуры или подписание его с разногласиями не освобождает потребителя от оплаты природного газа в указанных объемах. Сторона, не согласная с определением количества поданного или принятого природного газа, заявляет об этом другой стороне до 10 числа по завершении расчетного месяца путем обязательного отражения мотива разногласия в акте, с последующим представлением копии акта представителю Бюро. При недостижении обоюдного согласия мотивы разногласий подлежат рассмотрению в установленном порядке.

120. Дальнейшее взыскание дебиторской задолженности с потребителей производится подразделением Бюро в установленном порядке.

121. При самовольном потреблении природного газа после его отключения определение объемов природного газа, потребленного без разрешения на повторное подключение, и его стоимости производится из расчета работы подключенного газоиспользующего оборудования 24 часа в сутки по максимальной мощности в течение времени со дня отключения.

122. При этом взыскание стоимости объемов природного газа, потребленного без разрешения, не освобождает потребителя от ответственности в порядке, установленном законодательством.<


Глава 11. Порядок расчетов при нарушении Правил пользования природным газом

Вернуться к оглавлению

123. При совершении потребителем следующих нарушений с него взыскивается стоимость объемов потребленного природного газа (по действующим тарифам) из расчета работы подключенного газоиспользующего оборудования 24 часа в сутки по максимальной мощности в течение времени со дня последнего обхода уполномоченного работника Бюро или газоснабжающей организации:
а) умышленная порча прибора учета потребления природного газа;
б) умышленный срыв установленных пломб на отключающих устройствах, газоиспользующем оборудовании или приборе учета потребления природного газа;
в) потребление природного газа без учета или помимо прибора учета потребления природного газа, за исключением случаев обслуживания бытовых потребителей по нормам месячного расхода природного газа, отпускаемого населению для коммунально-бытовых нужд;
г) установка на газопроводах или ГРП устройств, нарушающих технологический режим работы газораспределительных сетей.

124. При выявлении у бытового потребителя нарушений, указанных в пункте 123 настоящих Правил, а также искажений исходных данных (отопительной площади, количества газоиспользующих приборов и числа проживающих), внесенных на лицевой счет (биллинговой системы газоснабжающей организации для расчета потребленного природного газа по установленным нормативам) с бытового потребителя взыскивается стоимость объема природного газа (по действующим тарифам) из расчета нормативного потребления по фактическим показателям, исчисляемым со дня последнего обхода уполномоченного работника Бюро или газоснабжающей организации.

125. При самовольном подключении потребителей (за исключением бытовых потребителей) к газовым сетям без оформления необходимых документов на газификацию с лиц, совершивших данные действия, взыскивается стоимость незаконно потребленных объемов природного газа (по действующим тарифам), из расчета работы подключенного газоиспользующего оборудования 24 часа в сутки по максимальной мощности (или пропускной способности трубопровода при отсутствии стандартного газоиспользующего оборудования) в течение времени со дня государственной регистрации (при наличии подтверждающих соответствующих документов), но не более срока исковой давности.

126. Взыскание стоимости объемов природного газа в случаях, указанных в пунктах 123 — 125 настоящих Правил, не освобождает потребителей от ответственности, установленной законодательством.

127. Нарушения, предусмотренные в пунктах 123 — 125 настоящих Правил, оформляются актом Бюро, который подписывается представителями газоснабжающей организации и потребителем в трех экземплярах. В случае отказа потребителя подписать акт в нем делается соответствующая отметка. Представитель Бюро совместно с уполномоченными лицами газоснабжающей организации немедленно отключают таких потребителей от газовой сети в установленном порядке.
При наличии признаков административного правонарушения уполномоченным работником Бюро составляется протокол об административном правонарушении в установленном порядке.


Глава 12. Рациональное, безопасное использование природного газа и его нормирование потребителями, эксплуатирующими газоиспользующее оборудование мощностью свыше 100 кВт

Вернуться к оглавлению

128. Потребители должны иметь утвержденные нормы расхода природного газа в натуральном и условном исчислениях на единицу выпускаемой продукции или выполняемых работ (услуг).

129. Нормирование расхода природного газа на всех уровнях производства осуществляется согласно действующим нормам и правилам.

130. Организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, должны иметь индивидуальные нормы расхода природного газа на данное оборудование, а при их отсутствии — разработать с привлечением проектных или специализированных организаций их технически обоснованные нормы.

131. В соответствии с Правилами проведения энергетических обследований и экспертиз потребителей топливно-энергетических ресурсов, утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, потребители с привлечением организаций (энергоаудиторов) должны проводить энергетические обследования в целях рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат потребители топливно-энергетических ресурсов, в которых суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов или каждого из их видов составляет две тысячи и более тонн условного топлива в год.
По результатам обследования топливно-энергетических ресурсов энергоаудиторами выдаются рекомендации по устранению нарушений в использовании топливно-энергетических ресурсов и перечень организационно-технических мероприятий по повышению эффективности их использования, при наличии технической возможности, с использованием вторичных энергетических ресурсов.

132. Нормы расхода природного газа утверждаются потребителем и должны пересматриваться и совершенствоваться с учетом эффективного и рационального использования природного газа.

133. В течение года пересмотр утвержденных норм может производиться в случаях замены или реконструкции оборудования, изменения номенклатуры изделий, структуры используемого сырья, с учетом выполнения организационно-технических мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов, вызвавших изменение расхода природного газа.

134. Внутренний контроль за соблюдением норм расхода природного газа и его рациональным использованием осуществляется руководителями организаций.


Глава 13. Обязанности и права газоснабжающей организации и потребителя природного газа

Вернуться к оглавлению

135. Газоснабжающая организация обязана:
а) содержать в исправности и производить ремонтно-восстановительные работы газовых сетей, принадлежащих ей, за свой счет;
б) периодически производить обходы своих газовых сетей для проверки их технического состояния и выявления несанкционированных подключений;
в) при сокращении или прекращении поставок природного газа в установленном порядке извещать об этом потребителей;
г) информировать Бюро и иные правоохранительные органы о выявленных фактах несанкционированного потребления природного газа, хищений материальных ценностей газовых сетей;
д) осуществлять поставку природного газа потребителям в соответствии с условиями, указанными в договоре на поставку природного газа. В случае недостаточности ресурсов и мощностей для поставки природного газа всем потребителям в весенне-летний период, регулирование распределения природного газа между потребителями осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
е) проводить инструктаж потребителей с обязательной выдачей памятки по вопросам безопасной эксплуатации установленных в помещении газовых приборов. При этом инструктаж должен проводить ответственный работник газоснабжающей организации с отметкой в приложении к договору на поставку природного газа под роспись потребителя. В памятке указываются номера телефонов аварийной службы газоснабжающей организации;
ж) выполнять предписания Бюро и уполномоченных государственных органов в пределах своей компетенции;
з) проводить техническую ревизию и профилактическое обслуживание внутренних газовых сетей потребителей, газоиспользующего оборудования по утвержденным газоснабжающей организацией графикам и по тарифам, утверждаемым органом ценового регулирования, в следующие сроки:
газовые плиты в жилых домах, при отсутствии других газовых приборов — один раз в два года;
газовые плиты, отопительные, водогрейные приборы в жилых домах — один раз в год, и профилактическое обслуживание — перед каждым отопительным сезоном;
и) предупреждать потребителей о датах проведения технического обслуживания (ревизии) не менее чем за трое суток объявлениями, в том числе вывешенными в подъездах домов или другими возможными способами, не запрещенными законодательством;
к) проводить ремонт газоиспользующего оборудования по письменным или электронным заявкам потребителей по тарифам, утверждаемым органом ценового регулирования, в следующие сроки:
утечка природного газа — немедленно;
неисправность газоиспользующего оборудования для пищеприготовления — в течение суток;
неисправность газоиспользующего оборудования для отопления во время отопительного сезона — в течение суток;
неисправность газоиспользующего оборудования для горячего водоснабжения и отопления (за исключением времени отопительного сезона) — в течение двух суток;
замена газоиспользующего оборудования — в течение пяти суток;
л) предоставлять без взимания платы бытовому потребителю возможность открыть персональный кабинет для ежемесячного ввода показателей приборов учета потребления природного газа, оплаты и использования других возможностей интерактивных услуг;
м) выдавать без взимания платы бытовому потребителю по его заявлению справки о состоянии платежей и отсутствии (наличии) задолженности за потребленный природный газ в письменном или электронном виде в течение двух рабочих дней;
н) иные обязательства в соответствии с законодательством.

136. Техническое обслуживание, ревизия газоиспользующего оборудования и газовых сетей потребителей осуществляются газоснабжающей организацией в установленном порядке.

137. Техническое обслуживание и ремонт газоиспользующего оборудования и внутридомовых газовых сетей должны выполняться в объеме и в сроки, установленные соответствующими нормативными документами.

138. Газоснабжающая организация имеет право:
а) при возникновении технической необходимости сократить или прекратить поставку природного газа с обязательным оповещением потребителя в порядке, установленном настоящими Правилами;
б) при выявлении фактов самовольного подключения производить отключение от газовой сети в установленном порядке;
в) требовать от потребителей соблюдения и выполнения требований настоящих Правил и условий договора на поставку природного газа;
г) в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора на поставку природного газа в установленном законодательством порядке;
д) в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в газовых сетях, допускать перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи природного газа без согласования с потребителем и без предупреждения с немедленным его уведомлением;
е) производить прекращение подачи природного газа без предварительного предупреждения до устранения выявленных нарушений в случаях, предусмотренных пунктами 123 — 125 настоящих Правил.

139. Бытовые потребители обязаны:
а) проходить инструктаж по правилам безопасной эксплуатации газового хозяйства при заселении в новые жилые дома, а также при газификации существующего жилищного фонда;
б) содержать в надлежащем состоянии находящиеся в их ведении газовые сети, приборы, оборудование, а также эксплуатируемые подвалы, технические коридоры и подполья, обеспечивать постоянное функционирование электроосвещения и вентиляции;
в) следить за уплотнением вводов подземных коммуникаций в подвалы зданий, а также мест пересечения газопроводами строительных элементов зданий;
г) при экстренных и аварийных случаях обеспечить в любое время суток при предъявлении служебных удостоверений беспрепятственный доступ работникам газоснабжающей организации во все подвалы, технические коридоры, помещения при проверке их на загазованность;
д) организовывать своевременную проверку состояния дымоходов, оголовков дымоходов и вентиляционных каналов в установленном порядке;
е) немедленно сообщать в противопожарные службы о выявлении неисправностей дымоходов и вентиляционных каналов с целью устранения неисправностей;
ж) письменно или в электронном виде уведомить газоснабжающую организацию о сносе и перестройке жилых домов, принадлежащих на праве собственности;
з) выполнять предписания Бюро и газоснабжающей организации;
и) принимать меры по защите внутридомового газопровода от коррозии, регулярно осуществлять его окраску;
к) использовать природный газ рационально;
л) своевременно производить расчеты с газоснабжающей организацией за использованный природный газ и выполненные работы по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования и внутридомовых газовых сетей;
м) содержать газовые приборы в чистоте, предохранять горелки приборов от загрязнения в процессе приготовления пищи;
н) обеспечить сохранность проекта газификации и предъявлять его по требованию представителя газоснабжающей организации и уполномоченных государственных органов;
о) при обнаружении запаха природного газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице сообщать в аварийную службу по телефону «104»;
п) принять меры по эвакуации людей из загазованной среды, предотвращению включения и выключения электроосвещения, появления открытого огня и искры;
р) обеспечить с 800 до 2000 часов беспрепятственный доступ представителям Бюро для осмотра приборов учета потребления природного газа;
с) не вмешиваться в работу приборов учета потребления природного газа извне с целью изменения их показателей, не допускать их умышленную порчу и обеспечить целостность установленных пломб.
140. Другие потребители обязаны:
а) использовать природный газ рационально и эффективно;
б) поддерживать собственные газопроводы и оборудование газового хозяйства в технически исправном состоянии;
в) немедленно извещать диспетчерские службы газоснабжающей организации об утечке природного газа, возникшей в газовых сетях или газоиспользующем оборудовании;
г) систематически проводить обходы своих газовых сетей и оборудования на них с целью обеспечения их неприкосновенности и выявления возможных несанкционированных подключений;
д) не допускать присоединения к сети газоснабжающих организаций несертифицированное газоиспользующее оборудование, не соответствующее проекту газификации (ПТД);
е) обеспечить в любое время суток свободный доступ представителям Бюро и газоснабжающей организации (при предъявлении соответствующего удостоверения) для осмотра приборов учета потребления природного газа и/или газоиспользующего оборудования;
ж) устранять неполадки газоиспользующего оборудования (при помощи специализированных бригад или персонала, имеющих право на выполнение такого рода работ);
з) не вмешиваться в работу приборов учета потребления природного газа извне с целью изменения их показателей, не допускать их умышленную порчу и обеспечить целостность установленных пломб;
и) при выявлении неисправности работы приборов учета потребления природного газа немедленно уведомить в удобной ему форме газоснабжающую организацию.

141. Бытовые потребители имеют право:
а) на бесперебойную подачу природного газа в объемах и качестве, предусмотренных нормативными документами по стандартизации, с соблюдением режима подачи;
б) при расторжении договора на поставку природного газа истребовать возврат оплаченной суммы за неиспользованный объем природного газа;
в) расторгнуть договор на поставку природного газа в одностороннем порядке в соответствии с законодательством;
г) на возмещение ущерба при прекращении подачи природного газа;
д) вызвать представителя газоснабжающей организации для временного или полного отключения газовых приборов от газоснабжения, без осуществления дополнительной платы на отключение и подключение.

142. Другие потребители имеют право требовать от газоснабжающей организации:
а) создания комиссии для проверки достоверности работы приборов учета потребления природного газа поставщика при несогласии с определением объема и других параметров поставленного природного газа;
б) подачу природного газа с качеством, предусмотренным нормативными документами по стандартизации, с соблюдением режима подачи;
в) при расторжении договора на поставку природного газа возврата оплаченной суммы за неиспользованный объем природного газа;
г) расторгнуть договор на поставку природного газа в одностороннем порядке в соответствии с законодательством;
д) возмещение ущерба при прекращении подачи природного газа;
е) временного прекращения поставки природного газа.
Потребители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

143. При пользовании природным газом не допускается:
а) производить самовольную газификацию, самостоятельную перестановку, замену и ремонт газоиспользующего оборудования;
б) производить несоответствующую нормативным требованиям перепланировку помещений, где установлено газоиспользующее оборудование;
в) вносить самостоятельно изменения в конструкцию газоиспользующего оборудования, устройств дымовых и вентиляционных систем, а также заклеивать вентиляционные каналы, замуровывать «карманы» и люки, предназначенные для чистки дымоходов;
г) самостоятельно отключать автоматику безопасности и регулирования, пользоваться газом при неисправности газовых приборов, автоматики, арматуры;
д) пользоваться природным газом при нарушении плотности кладки, штукатурки (трещины) газифицированных печей и дымоходов;
е) пользоваться природным газом при отсутствии или после истечения срока действия акта о проверке и чистке дымовых и вентиляционных каналов;
ж) производить самовольно прочистку дымовых и вентиляционных каналов;
з) пользоваться газовыми приборами при закрытых форточках (фрамугах), жалюзийных решетках, решетках вентканалов, щелях под дверями ванных комнат и кухонь, отсутствии тяги в дымоходах и вентканалах;
и) оставлять работающие газовые приборы без присмотра, кроме предусматривающих непрерывную работу и имеющих для этого соответствующую автоматику;
к) допускать к пользованию газоиспользующим оборудованием детей дошкольного возраста, а также лиц, не контролирующих свои действия и не знающих правил пользования этим оборудованием;
л) привязывать к газопроводам веревки и нагружать газопроводы;
м) использовать природный газ и газоиспользующее оборудование не по назначению, а также газовые плиты для отопления помещений;
н) пользоваться помещениями, где установлено газоиспользующее оборудование для сна и отдыха;
о) применять открытый огонь для обнаружения утечек природного газа.


Глава 14. Порядок составления отчетного баланса природного газа газоснабжающей организации

Вернуться к оглавлению

144. Газоснабжающая организация составляет отчетный баланс по полученным и распределенным объемам природного газа (далее — баланс природного газа) через газораспределительные сети.

145. Баланс природного газа за расчетный период определяется равенством общего объема полученного природного газа к суммарному объему распределения природного газа по статьям объемов:
реализации природного газа потребителям (в том числе объем природного газа, израсходованный незаконными пользователями);
расхода природного газа для эксплуатационных и технологических нужд (регулируется отдельным актом);
потери природного газа (регулируется отдельным актом);
технологических остатков природного газа в газовых сетях;
объемы положительной и отрицательной разниц между полученным и распределенным природным газом.

146. При образовании положительной разницы, то есть превышении суммарного объема распределенного природного газа над количеством объема полученного природного газа, данная разница отражается в отчете справочно без влияния на объем поставленного природного газа (без увеличения объема).

147. При образовании отрицательной разницы, то есть при меньшем значении объема распределенного природного газа по отношению к полученному объему природного газа, данная разница начисляется по себестоимости природного газа. При этом выявленные объемы природного газа вследствие долгосрочных фактов хищения и положительной разницы вычитаются из образовавшихся объемов природного газа отрицательной разницы в конце отчетного периода.

148. По итогам каждого отчетного года в установленном законодательством порядке исполнительным органом АО «Узтрансгаз» принимается решение по образовавшимся разницам в балансе природного газа:
сумма оставшейся отрицательной разницы списывается на «расходы периода» общества;
сумма оставшейся положительной разницы признается доходами общества.
Решение исполнительного органа по образовавшимся разницам представляется в Бюро.

149. Газоснабжающие организации совместно с Бюро ежемесячно должны в установленном законодательством порядке принимать меры по выявлению причин возникновения отрицательной разницы, а также меры по взысканию задолженности от виновных лиц, допустивших необоснованные потери природного газа, по цене реализации.


Глава 15. Ответственность за нарушение Правил пользования природным газом

Вернуться к оглавлению

150. Газоснабжающие (газотранспортные) организации, Бюро и потребители несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с законодательством.